ФРС готовит почву, но не спешит с посевом

/

делает шаги для подготовки рынков к изменению в политике. Самая отслеживаемая фраза о том, что ставки будут сохраняться низкими «продолжительное время» была заменена на слово «терпение» в отношении процентных ставок. В тексте комментария говорится, что это должно быть одно и то же. Но тогда зачем что-то менять? Однако это сделано для того, чтобы зафиксировать, что ситуация в экономике США меняется, соответственно, меняется и настрой ФРС. Ещё бы ему не меняться, когда уровень безработицы составляет 5.8% при том, что «нормальным» сама же ФРС называет 5.2%. Нормальному уровню безработицы должен соответствовать нормальный уровень процентных ставок. А это около 3.75-4.00%. Но это слова.

На деле же, члены озвучили более осторожные прогнозы своих будущих действий, ожидая более низкий уровень процентной ставки на конец будущего года, чем это было три месяца назад. Теперь ожидается, в среднем, что ставка составит 1.125%. Прогнозы по инфляции были скорректированы немного в сторону снижения (за счёт нефти), а по на этот год – в сторону увеличения (за счёт отличного второго полугодия). Снижение цен на нефть, хотя и считается даже самим ФРС временным фактором, обеспечивает отличную поддержку экономике.

С одной стороны, это сокращает стоимость импорта, где энергия традиционно проделывает дыру в балансе. Кроме того, это помогает американцам сократить расходы на топливо и увеличить их на другие товары, входящие в базовую группу потребления, что поддерживает потребительские расходы. Это же касается компаний, у которых появляется пространство для снижения цен за счёт более низких расходов на транспортировку по стране.

Минусом в ситуации с низкими ценами на нефть является лишь здоровье добывающего сектора страны. Считается, что многие месторождения, открытые недавно и сделавшие сланцевую революцию, перестают быть рентабельными уже при ценах ниже 80 долларов за баррель. А они сейчас находятся вблизи отметки 55 долларов.

Тем не менее, нужно понимать, что это в большей степени касается продолжительной перспективы сохранения низких цен. Многие компании захеджировались на рынке на ближайший год или два, чтобы обеспечить себе стабильный поток доходов. Однако прямо сейчас экономика получает существенный импульс к росту, при этом не развиваются инфляционные настроения за счёт снижения цен на энергоносители.

Параллельно с этим нужно отметить, что рынок ипотечного кредитования остаётся весьма привлекательным для клиентов. Ставки после роста годом ранее вновь обновляют исторические минимумы. В недельных отчётах от Ассоциации Ипотечного Кредитования (MBA) говорится, что более 60% сделок с ипотекой – это рефинансирование. То есть банки смягчают условия, и люди продолжают менять свои кредиты, взятые в предыдущие годы под более высокие проценты, на новые, чтобы уменьшить своё долговое бремя.

Критики могут сказать, что ситуация очень сильно напоминает политику ФРС в предыдущие годы, что стимулировало развитие ипотечного пузыря, для борьбы с которым пришлось пойти на покупку облигаций на баланс ФРС, снижение ставки до нулевых уровней и спасение некоторых компаний в США и других развитых странах.

Но так или иначе, именно такой является современная политика регулятора в США. К тому же нет смысла бить тревогу, пока продажи домов не выходят за рамки нормальных уровней. Темп роста зарплат хотя и превышает инфляцию, далёк от тех показателей, которые могли бы говорить о развитии инфляционной спирали. К тому же у критиков есть один важный козырь – чрезвычайно низкая доля экономически активного населения. Не стоит и думать, что этот показатель резко развернётся. Это демография, а не экономика – тут нет резких разворотов.

Комментировать